
2025-11-05
[Предыстория: Внезапное прекращение работы ключевого водного пути]
2 ноября порт Дар-эс-Салам в Танзании был временно закрыт из-за общественных беспорядков, спровоцированных выборами. Будучи важнейшим водным путем для экспорта африканской меди в Китай, порт обрабатывает примерно две трети поставок медной руды в страну. Это внезапное закрытие напрямую влияет на глобальную цепочку поставок меди, которая в значительной степени зависит от этого маршрута.
[Цепная реакция: резкий рост транспортных расходов и перегруженность альтернативных маршрутов]
Закрытие порта привело к перенаправлению большого объема медных грузов в альтернативные порты, такие как Дурбан в Южной Африке и Уолфиш-Бей в Намибии, что привело к логистическим заторам в регионе. По оценкам отрасли, эти объезды увеличивают транспортные расходы на 15–20% на тонну медной руды и увеличивают сроки доставки на 7–10 дней. Снижение эффективности перевозок и рост издержек еще больше усугубляют неопределенность в мировой торговле медью.
[Влияние на рынок: краткосрочное сокращение поставок и волатильность цен]
Будучи крупнейшим в мире потребителем рафинированной меди, Китай импортирует примерно четверть потребляемой медной руды из Африки. Этот инцидент спровоцировал широкое распространение на рынке ожиданий краткосрочного сокращения поставок, что привело к росту цен на медь на Лондонской бирже металлов (LME) и Шанхайской фьючерсной бирже (SHFE) на 1,2% и 0,8% в день соответственно. Если перебои сохранятся, внутренние запасы меди могут сокращаться быстрее, что будет способствовать устойчивому росту цен на медь.
[Реакция отрасли: стимулирование диверсификации цепочек поставок]
Столкнувшись с транспортным кризисом, некоторые горнодобывающие компании и трейдеры инициировали планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, такие как переход от массовых поставок к контейнерным перевозкам и авиаперевозкам высококачественного медного концентрата. Отраслевые аналитики отмечают, что этот инцидент выявил уязвимость цепочек поставок, чрезмерно зависящих от одного узла, и, как ожидается, побудит компании ускорить разработку диверсифицированных логистических маршрутов и создать более устойчивую глобальную систему поставок сырья.