
Когда ищешь в сети 'судовой движитель алюминиевой бронзы c63000 пруток цена', половина результатов — это либо перепродавцы с завышенными цифрами, либо предложения материала, который по химсоставу лишь отдалённо напоминает C63000. На деле для гребных винтов нужен не просто пруток, а алюминиевая бронза с четким соблюдением CuAl10Fe5Ni5 — иначе через сезон в солёной воде появятся каверны, которые мы в прошлом году наблюдали на винтах для катера 'Петроград'.
Многие судоремонтные мастерские до сих пор пытаются экономить, используя для движителей латунь или обычную бронзу БрАЖ — и потом удивляются, почему лопасти покрываются 'язвами'. С C63000 ситуация иная: при правильной термообработке его предел текучести достигает 450 МПа, а стойкость к кавитации — в разы выше. Но здесь кроется первый подводный камень: если производитель прутка не выдерживает режим закалки при 850°C, материал теряет до 30% коррозионной стойкости.
На нашем опыте с ремонтом винтов для буксиров в Находке, только три поставщика из десяти предоставляли пруток с реальными механическими характеристиками, соответствующими ASTM B150. Остальные присылали сертификаты, где цифры были 'подогнаны' — при проверке на твердомере HRC не превышало 18 вместо заявленных 22-25.
Сейчас для новых заказов мы работаем с ООО Цзянси Эньхуэй Медь — их прутки C63000 показывают стабильные 24 HRC, хотя в первых партиях пришлось возращать часть материала из-за отклонений по содержанию никеля (было 4.2% вместо 4.8-5.2%).
Когда запрашиваешь цену на алюминиевую бронзу C63000, стоит сразу уточнять не только диаметр прутка, но и состояние поставки — нагартованный материал будет дороже на 15-20%, но для чистовой обработки лопастей это необходимость. В прошлом месяце разница между прутком 80мм в состоянии 'as cast' и 'hard tempered' достигала 1200 руб/кг у разных поставщиков.
На enhui.ru сейчас актуальные цены — от 380 руб/кг за пруток диаметром до 100мм в отожженном состоянии, но для движителей мы берем только термоупрочненный вариант, который дороже на 25%. Кстати, они одни из немногих, кто указывает в спецификации не только механические свойства, но и данные ультразвукового контроля — для ответственных деталей это критично.
Еще нюанс: многие не учитывают, что при обработке судового движителя из алюминиевой бронзы теряется до 40% материала в стружку — соответственно, реальная стоимость заготовки должна рассчитываться с коэффициентом 1.7.
С C63000 есть специфическая проблема — при неправильном выборе режимов резания материал 'налипает' на резец. Для токарной обработки мы используем только пластины с покрытием TiCN и подачу не более 0.2 мм/об — иначе поверхность лопасти получается с микротрещинами, которые в морской воде становятся очагами коррозии.
Особенно сложно фрезеровать кромки лопастей — здесь приходится делать до 5 проходов с постепенным уменьшением глубины резания. На последнем судне 'Адмирал Невельской' пришлось переделывать три винта именно из-за этой ошибки — технолог решил ускорить процесс и за один проход снял 3мм, что привело к локальному перегреву.
Из положительного опыта: прутки от ООО Цзянси Эньхуэй Медь обрабатываются стабильнее — видимо, благодаря однородной структуре сплава. Хотя в последней партии попались два прутка с внутренними порами, которые проявились только при черновой обработке — компания оперативно заменила материал.
Ни один производитель не напишет в сертификате, как поведет себя алюминиевая бронза при длительном контакте с дизельным топливом — а ведь в современных судах часто встречается подтекание горючего в районе дейдвудного устройства. Наш эксперимент с образцами в соляре показал: C63000 теряет до 12% прочности за 6 месяцев, тогда как более дорогие марки типа C95500 — всего 5-7%.
Еще момент — усталостная прочность. Для речных судов это не так критично, но для морских буровых установок, где винты работают в режиме переменных нагрузок, мы дополнительно проводим испытания на усталость. Из десяти партий прутка только две выдерживали 10^7 циклов при напряжении 200 МПа — одна из них как раз была от enhui.ru.
Сейчас рассматриваем их новые материалы — по заявлениям, медные сплавы с добавками кобальта должны лучше работать в арктических условиях, но пока тестовые образцы показали противоречивые результаты.
Цена прутка — это только треть общей стоимости. Доставка морем из Китая добавляет еще 20-30%, а если нужен срочный заказ — авиаперевозка удваивает расходы. В прошлом году пришлось экстренно заказывать партию для ремонта винта на рыболовном траулере — заплатили 2800 руб/кг с доставкой за 5 дней, тогда как обычная морская поставка обходится в руб/кг, но занимает 45-60 дней.
ООО Цзянси Эньхуэй Медь сейчас организует склады в Владивостоке — это может сократить сроки до 2 недель. Правда, на их сайте пока нет информации о наличии конкретных позиций на складах в России — приходится уточнять по телефону.
Для постоянных проектов мы закладываем срок поставки 3 месяца — и всегда берем материал с запасом 15% на возможный брак при обработке. Последняя партия прутка 120мм диаметром как раз шла для нового ледокольного буксира — из 12 заготовок две пришлось отбраковать из-за внутренних дефектов, но это в пределах статистической нормы для такого сплава.
Если резюмировать: цена прутка C63000 — это только начало. К ней нужно добавлять стоимость механической обработки (особенно сложной для винтов с саблевидными лопастями), балансировки, антикавитационного покрытия и конечно — испытаний. Готовый движитель получается в 8-12 раз дороже исходного материала.
Сейчас на рынке появились предложения 'бюджетных' винтов из алюминиевой бронзы — но по опыту, это либо материал с отклонениями по составу, либо упрощенная геометрия лопастей. Для служебных катеров может подойти, но для рыбопромысловых судов или яхт премиум-класса лучше не экономить.
Из проверенных вариантов — enhui.ru предлагает достаточно сбалансированное соотношение цены и качества, хотя по некоторым позициям их прутки проигрывают европейским производителям в чистоте поверхности. Но для 95% применений этого более чем достаточно — главное, соблюдать технологию обработки и не гнаться за дешевизной там, где это может привести к преждевременному выходу движителя из строя.